Поло­водье-2015 стало одним из самых мало­вод­ных за 35 лет работы Чебок­сар­ской ГЭС

В бассейне Чебоксарского водохранилища завершилось половодье. Оно было одним из самых маловодных за 35 лет работы Чебоксарской ГЭС (ОАО «РусГидро») и вновь напомнило о проблемах непроектного режима эксплуатации гидроузла.

  • 1040
  • ...
  • 1

Водохозяйственная ситуация на Волге осложнилась из-за того, что друг на друга наложились два маловодных года. Маловодье-2014 удалось пройти за счет использования созданных в 2013 году запасов воды в водохранилищах Волжско-Камского гидроэнергетического каскада. Сравнительно сухой 2014 год с теплой зимой заметно снизил уровень грунтовых вод практически на всей территории водосбора Волги, паводковые воды ушли не в реки, а в грунт. В связи с этим половодье 2015 года было практически незаметным. Вся информация о текущем маловодье на Волге собрана в специальном разделе на сайте РусГидро.

Последствия маловодья уже ощущают на себе жилищно-коммунальное, сельское, рыбное хозяйство, а также судоходство и энергетики, т.к. имеющиеся запасы воды в волжских водохранилищах не смогут в полной мере обеспечить потребности всех отраслей экономики. При этом отсутствие каскада ГЭС с регулирующими водохранилищами в условиях низкой водности значительно обострило бы ситуацию на крупнейшей водной артерии Европы. По словам директора Института водных проблем, чл.-корр. РАН Виктора Данилов-Данильяна, «только благодаря водохранилищам мы имеем относительно равномерный сток воды в течение года; гидроузлы, образующие водохранилища, спасают население во время аномальных паводков и засух». При этом два недостроенных водохранилища Волжско-Камского каскада – Чебоксарское и Нижнекамское – не могут повлиять на ситуацию с маловодьем из-за отсутствия регулирующей емкости.

За апрель – май 2015 г. объем суммарного притока в Чебоксарское водохранилище составил 22,56 км³ (это меньше, чем в маловодном 2014-м на 0,54 км³). По данному показателю меньше было зафиксировано только в 1996 г. (21,99 км³). Для сравнения: среднемноголетнее значение за период эксплуатации – 42,9 км³. Максимальный приток за период половодья составил 6340 м³/с. Ниже были лишь аналогичные данные маловодного 2014 г. (5960 м³/с). Среднемноголетний показатель составляет 13700 м³/с.

В настоящее время боковая приточность - 1790 м³/с, суммарная – 2920 м³/с. Среднесуточный расход, пропускаемый через Чебоксарский гидроузел - 3190 м³/с. Станция работает в режиме поддержания уровня воды в Чебоксарском водохранилище в пределах отметок 63,0 – 63,3 м, установленном Федеральным агентством водных ресурсов (ФАВР) с учетом рекомендаций Межведомственной оперативной группы (МОГ) по регулированию режимов работы Волжско-Камского каскада водохранилищ. В настоящий момент уровень верхнего бьефа составляет 63,15 м, нижнего – 52,85 м. Пропуск воды производится исключительно через гидроагрегаты станции.

За все годы эксплуатации, начиная с 1981 года, Чебоксарская гидростанция только в 1996, 2014 и 2015 гг. не переходила в базовый (круглосуточный без останова гидроагрегатов) режим работы для поддержания уровня воды в Чебоксарском водохранилище в пределах разрешенных ФАВРом отметок. В 1996-1997 и 2014-2015 также не было и холостых сбросов. Поскольку Чебоксарская ГЭС эксплуатируется в непроектном режиме (при отметке водохранилища 63 м вместо проектной 68 м), она испытывает дефицит аккумулирующей (свободной) емкости в 5 км³. У станции нет возможности предпаводковой сработки и аккумулирования избытков воды в половодье. Всю воду, прибывающую к гидроузлу, станция пропускает транзитом.

Маловодная весна в этом году, как и в 2014-м, с одной стороны, позволила исключить подтопление села Кокшайск, расположенного ниже ГЭС по течению. Однако в условиях маловодья второй год подряд остро встает вопрос о 54-километровом участке от г.Нижнего Новгорода до Городецких шлюзов. Из-за непроектной отметки Чебоксарского водохранилища этот участок лимитирует пропускную способность Единой глубоководной транспортной системы европейской части России. В период навигации гарантированная судоходная глубина 3,5 - 4 м выдерживается здесь лишь четыре часа в сутки, в остальное время она составляет около 2 м. Крупнотоннажные суда, в том числе и пассажирские, преодолевают его вместо 4 часов за 2 - 3 суток. По данным Волжской академии водного транспорта, среднее время ожидания судами специальных попусков из Горьковского водохранилища составляет 10 - 12 часов у Нижнего Новгорода и 15 – 18 часов у Балахны.

Чтобы снизить осадку судна, некоторые из них выгружают часть груза в Нижнем Новгороде и отправляют его автотранспортом до Городца, где вновь загружаются. В 2015 году туристические компании также организовали пассажирские круизы по особым схемам: из низовьев Волги теплоходы идут только до Нижнего Новгорода, где пассажиры пересаживаются на экскурсионный автобус и едут до Городца. Уже там их встречает другой теплоход, на котором они путешествуют дальше вверх по Волге.

В 2014 году из-за необходимости уменьшения осадки судов грузовые компании были вынуждены уменьшать тоннаж загрузки и увеличивать число рейсов, неся при этом дополнительные издержки. По подсчётам Волжского пароходства, общий годовой недогруз в границах Волжского бассейна составил 70% и достиг 600 тысяч тонн. Волжская академия водного транспорта оценивает потери судоходных компаний на участке Городец – Нижний Новгород примерно в 1 миллиард рублей, государства в целом – в 20 млрд рублей в год. Растет себестоимость перевозок, снижается конкурентоспособность водного транспорта.

При поднятии Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68,0 м данная проблема решается надежно: в соответствии с первоначальным замыслом проектировщиков Волжско-Камского каскада, Волга на этом участке становится судоходной в течение всего навигационного периода. Будет завершено создание Единой глубоководной системы европейской части России (транспортного коридора «Север - Юг»). Предлагаемый нижегородскими властями альтернативный проект - строительство низконапорной плотины, поможет в решении проблемы судового хода лишь на небольшой период времени. Расчеты ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» показывают, что через 15 - 20 лет после ее строительства участок длиной 20-30 км вновь обмелеет, потребуется проведение дноуглубительных работ, которые не будут давать серьезного эффекта. Ожидая специальные попуски из Нижегородского водохранилища, суда будут продолжать простаивать уже не у Городецких шлюзов, а у низконапорной плотины.

Отзывы и комментарии к новости

Если виджет комментариев не работаетещё
Если виджет комментариев не работает, не отображается или отображается не полностью, выполните следующие действия:
1) Настольные браузеры Firefox, Pale Moon, Mypal: в разделе "Настройки - Приватность и защита" добавьте наш портал https://kanash-info.ru в исключения, либо отключите блокировку "кук" и "отслеживающего содержимого" ("трекеров").
2) Мобильный Яндекс.Браузер: в разделе "Настройки - Блокировка трекеров" для сайта vk.com (ВКонтакте) выберите пункт "Разблокировать" (если сайт уже разблокирован, то выберите пункт "Заблокировать", перезагрузите страницу, снова зайдите в настройки и выберите пункт "Разблокировать").
3) После изменения настроек перезагрузите текущую страницу.

Похожие новости

Глэмпинг в Канашском округе возвращает субсидию и будет реализовываться без господдержки.
1
  • 159
  • ...
  • 1

Глэм­пинг в Канаш­ском округе воз­вра­щает суб­си­дию и будет реали­зо­вы­ваться без гос­под­дер­жки

Масштабный проект по строительству глэмпинга в эко-гостиничном комплексе «Цивилизация», расположенном в Канашском округе, будет реализован без господдержки.

  • 159
  • ...
  • 1
Строящийся в Канашском МО мусоросортировочный комплекс посетил министр природных ресурсов Чувашии...
1
  • 123
  • ...
  • 1

Стро­ящийся в Канаш­ском МО мусо­ро­сор­ти­ро­воч­ный ком­плекс посе­тил министр при­род­ных ресур­сов Чува­шии...

Министр пообщался с представителями застройщика, генподрядной организации, главой Канашского МО о выполненных работах и дальнейших планах.

  • 123
  • ...
  • 1
С 1 января 2025 года невостребованные земельные доли перешли государству.
1
  • 100
  • ...
  • 1

С 1 января 2025 года невос­тре­бо­ван­ные земель­ные доли перешли госу­дарс­тву

Невостребованная доля - это фактически бывшая колхозная земля, перешедшая в собственность гражданам, но права на которую до сих не были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

  • 100
  • ...
  • 1